10. Местное нагревание магнитопровода статора

Местное нагревание, как правило, является следствием увеличенных магнитных потерь на отдельных участках сердечника, вызванных недоброкачественной сборкой его или повреждением в процессе эксплуатации. В некоторых случаях местное нагревание может быть вызвано трением ротора о статор или наличием короткозамкнутого контура в обмотке статора. Первая из указанных причин часто приводит к замыканию между листами по внутренней поверхности статора, и в результате этого образуются пути для вихревых токов, дополнительно нагревающих магнитопровод.

Для выявления участков магнитопровода с замкнутыми листами необходимо разобрать электродвигатель и тщательно осмотреть внутреннюю поверхность статора: в местах короткого замыкания листы покрыты тонким слоем окисла, по цвету которого (от желтого до синего) можно судить о температуре магнитопровода. У электродвигателей большой мощности замыкание листов магнитопровода, как правило, приводит к значительному его повреждению - расплавлению стальных листов, чаще всего в зубцовой зоне. В небольших электродвигателях вихревые токи недостаточны для оплавления листов, однако в этом случае изоляция между листами повреждается. Если первоначальной причиной нагревания является задевание ротора о статор, то трущиеся поверхности имеют характерный блеск, зубцы искривлены и имеют следы износа. При коротком замыкании в обмотке статора и особенно при повреждении изоляции между двумя фазными обмотками и сердечником (смотрите рис. 18, г) часто происходит оплавление провода и магнитопровода.