15. Повреждение изоляции обмотки статора 6

На рис. 27 показана группа двухслойной обмотки, состоящая из четырех катушек. Оставив без изменения схему включения фазной обмотки (рис. 26), измеряют напряжение между точками А-B, B-C, C-D и D-E и наблюдают за направлением отклонения стрелки милливольтметра. Если изоляция повреждена в катушке B-C, то отклонение стрелки для точек A-B будет противоположно отклонению ее для точек C-D и D-Е.

О направлении тока в катушке можно судить по отклонению магнитной стрелки, располагаемой поочередно над каждым пазом с исследуемой обмоткой. При переходе через пазы, в которых расположена катушка с поврежденной изоляцией, происходит изменение направления отклонения магнитной стрелки в соответствии с изменением направления тока при включении обмотки по схеме на рис. 26. Для выполнения этого исследования электродвигатель должен быть разобран.

Перечисленные методы дают надежные результаты только в случае устойчивого контакта проводников обмотки с магнитопроводом.

Метод деления обмотки на части состоит в том, что фазную обмотку, имеющую соединение с магнитопроводом, делят пополам путем распайки между катушечных соединений и затем мегомметром или контрольной лампой определяют часть обмотки, имеющую соединение с магнитопроводом. Подобное деление продолжают до тех пор, пока не будет найдена катушка с поврежденной изоляцией.

Если фазную обмотку с поврежденной изоляцией и магнитопровод присоединить к источнику пониженного напряжения, например, к сварочному генератору или трансформатору, то вследствие значительного нагревания места контакта проводников обмотки и магнитопровода появляется дым, а иногда и искры (изоляция «прожигается»).