16. Повреждение изоляции обмотки ротора

Фазная обмотка ротора в небольших электродвигателях выполняется однослойной с концентрическими катушками, а в электродвигателях средней и большой мощности - двухслойной стержневой. Число фаз равно трем и фазные обмотки соединяются звездой. Обмотку ротора по технико-экономическим соображениям выполняют на меньшее напряжение, чем обмотку статора, но условия работы изоляции обмотки ротора усложняются большими механическими напряжениями, вызванными укладкой бандажей на лобовых частях и центробежными силами при вращении ротора. Так как для изоляции обмоток ротора и статора применяются одинаковые материалы и эти обе части электродвигателя находятся практически в одинаковых условиях эксплуатации и хранения, то основные причины повреждения изоляции обмотки ротора те же, что и обмотки статора (смотрите §15).

Для выяснения состояния изоляции производится измерение сопротивления ее при помощи мегомметра. Минимальное допускаемое сопротивление изоляции обмотки ротора определяется формулой (2). В случае пониженного сопротивления изоляции необходимо провести сушку электродвигателя или только ротора, как описано в §15. Методы выявления поврежденной изоляции между витками или между фазными обмотками были рассмотрены в §8. В катушечной обмотке повреждение изоляции равновероятно во всех частях катушки, но все же при проверке главное внимание следует обратить на переходы проводников из пазовой части в лобовую, а в стержневой обмотке чаше всего повреждается изоляция вблизи хомутиков. Определение места повреждения изоляции обмотки от магнитопровода ротора может быть выполнено одним из методов, описанных в §15. Предпочтение следует отдать трем последним методам (метод деления обмотки на части, метод «прожигания» и метод смещения лобовых частей катушки); они отличаются простотой и позволяют быстро получить надежные результаты.