19. Осевые колебания

Между наружными кольцами и бортиками крышек у обоих шарикоподшипников (смотрите рис. 22, а) или у одного из шарикоподшипников (смотрите рис. 22, б) предусматриваются осевые зазоры 0.5 — 0.8 мм для возможности смещения подшипников при удлинении вала вследствие нагревания. Бортики крышек ограничивают смещение ротора в первом случае и фиксируют положение одного конца вала (левого) во втором случае и таким образом предохраняют ротор от задевания за неподвижные части электродвигателя. По указанным причинам расстояние между втулками подшипников скольжения делается больше длины вала между шейками на 2-5 мм (рис. 29).

Смещение ротора вызывается осевыми силами, обусловленными:

  • несовпадением положения магнитопроводов ротора и статора по длине машины

  • скосом пазов ротора или статора

  • отклонением линии вала от горизонтального положения

  • недостатками передачи или соединительной муфты

Если эта сила или сочетание сил имеет периодический характер, то могут возникнуть продольные колебания ротора.

При правильной сборке электродвигателя магнитопроводы ротора и статора занимают одинаковое положение по длине машины (рис. 29, а) и у обоих подшипников образуются торцевые зазоры (а). В электродвигателях с подшипниками скольжения можно проверить наличие этих зазоров и приблизительно величину их, если нажать деревянным рычагом на торец вала вращающегося ротора. Ротор легко смещается в сторону нажатия. Если происходит устойчивое смешение ротора в одну сторону, иногда до упора в подшипник (рис. 29, б), при холостом ходе и при нагрузке, а при отключении электродвигателя имеются зазоры у обоих подшипников, то причиной смещения является неправильная сборка электродвигателя.