24. Повышенный износ подшипников скольжения

Непосредственной причиной повышенного износа подшипника является увеличенная сила трения, вызванная недостатками изготовления или сборки электродвигателя, дефектами передачи, плохой смазкой. Увеличенная сила трения вызывает также повышение температуры подшипника, и это часто может служить первым признаком ненормальной работы его. Недостатки изготовления подшипника или сборки электродвигателя проявляются сразу же после установки нового или отремонтированного электродвигателя. Наиболее часто встречаются ошибки при изготовлении втулки или вкладышей, особенно в выполнении маслораспределительных каналов. При подаче масла кольцом на втулке делается один или реже два поперечных паза 1 (по количеству колец) почти до горизонтального диаметра втулки 2 (рис. 31). Этот паз необходим для соприкосновения кольца с валом.



Рис. 31: втулка подшипника скольжения

Рис. 31: втулка подшипника скольжения



Ширина паза должна быть достаточной для свободного вращения кольца, и края паза не должны препятствовать этому вращению. Место расположения паза по длине втулки зависит от общей конструкции подшипника. Распределение масла осуществляется двумя боковыми каналами 3, расположенными по образующим внутренней поверхности втулки. Иногда в старых подшипниках встречаются криволинейные каналы для распределения масла по всей поверхности втулки, но такие каналы уменьшают подъемную силу масляного клина, поэтому в новых втулках их повторять не следует. Поперечный паз 1 втулки должен соединяться с маслораспределительными каналами 3 и края маслораспределительных каналов должны иметь плавный переход к рабочей поверхности втулки. Наличие острых кромок в этих местах будет препятствовать перемещению масла с кольца в каналы и смазке шейки вала.