24. Повышенный износ подшипников скольжения 2

При перекосе подшипникового щита или упругой деформации вала износ втулки происходит на противоположных частях окружности вблизи обоих торцов. При остаточной деформации вала износ втулки происходит по всей окружности у обоих торцов.

Поврежденная или грубо обработанная рабочая поверхность шейки вала или втулки затрудняет образование масляной пленки, разделяющей металлические поверхности; в этом случае наблюдается повышенный износ втулки подшипника.

Неудовлетворительная смазка подшипника может быть вызвана отмеченными ранее недостатками выполнения смазочных каналов, дефектами кольца, подающего масло, и несоответствием или загрязнением масла. К дефектам кольца относятся отклонение его от круглой формы, изгиб торцовых плоскостей, повреждение поверхности кольца, наличие вмятин, малая масса кольца.

При подаче масла насосом недостаточная подача его может быть вызвана местным уменьшением сечения маслопровода или засорением фильтров. Подача масла кольцом мало изменяется при понижении его уровня, однако при очень низком уровне масла в подшипнике подача масла уменьшается. Слишком жидкое или слишком густое масло не обеспечивает нормальной работы подшипника. В первом случае подъемная сила масляного клина получается недостаточной при большой нагрузке на подшипник и происходит трение металлических поверхностей. Во втором случае уменьшается количество подаваемого масла.

Особенно большой износ подшипника происходит при загрязнении масла абразивными или металлическими частицами, которые могут попасть в масло либо при хранении его в открытом сосуде, либо при открытой крышке подшипника из окружающего воздуха, или же являются продуктом износа втулки и шейки вала.