8. Местное нагревание обмотки статора

Значительное местное нагревание обмотки статора вызывается нарушением симметрии обмотки или напряжения сети. Симметрию напряжения проверяют вольтметром на зажимах электродвигателя, отклонение величины напряжения не должно превышать -5% и +10% номинального. В большинстве случаев несимметрия обмотки связана с наличием в ней замкнутых контуров для э.д.с., наводимой вращающимся магнитным потоком. Эти контуры получаются при неправильном включении отдельных катушек, если фазная обмотка имеет параллельные ветви (рис. 18, а) или (чаще) в результате коротких замыканий (рис. 18, б-г).

Сопротивление контура при хорошем контакте в месте замыкания мало и по нему циркулирует большой ток даже при малой э.д.с., который сильно нагревает часть обмотки, образующую короткозамкнутый контур. Под влиянием нагревания изоляция темнеет, становится хрупкой и легко разрушается. При отсутствии тепловой защиты электродвигателя или при завышенном токе ее уставки область повреждения увеличивается, замыкание между витками одной катушки (рис. 18, б) переходит в замыкание между катушками одной или двух фазных обмоток непосредственно (рис. 18, в) или через магнитопровод статора (рис. 18, г), происходит оплавление провода и полное разрушение катушек.

Наличие короткозамкнутого контура в обмотке статора вызывает также повышенный уровень шума низкого тона и вибрацию электродвигателя. Ток в линейных проводах различный и скорость вращения ротора ниже номинальной даже при отсутствии нагрузки электродвигателя.