Повышенный износ и повреждение частей электродвигателя

23. Повышенный износ подшипников качения

Повышенный износ шарико- и роликоподшипников является следствием ряда причин: дефектов подшипника, недоброкачественной сборки электродвигателя, плохого ухода в процессе эксплуатации.

Образование трещин, раковин и сколов обычно связано с наличием скрытых дефектов в материале подшипника, с неудовлетворительной термической обработкой деталей подшипника и в сравнительно редких случаях с неправильной посадкой подшипника на вал. Для сопряжения вал-внутреннее кольцо подшипника применяют умеренно плотные посадки второго класса:

  • для машин до 100 кВт напряженную посадку

  • для машин свыше 100 кВт тугую посадку

Только при больших нагрузках, когда устанавливается срок службы подшипника 1000 - 2000 ч, следует применять прессовые посадки. Свободная посадка кольца на вал недопустима из-за опасности износа шейки вала при проскальзывании кольца. Перед посадкой на вал подшипник нагревается в масле до температуры 150° С. Посадка наружного кольца в подшипниковом щите должна допускать небольшие перемещения, слишком тугая посадка подшипника может привести к повреждению рабочей поверхности колец и шариков при сборке и к повышенному нагреванию подшипника. Для возможности удлинения вала при нагревании должны быть предусмотрены осевые зазоры между наружным кольцом подшипника и крышками (смотрите рис. 22). Отсутствие этих зазоров может быть причиной повышенного износа обоих подшипников. Признаком отсутствия необходимого осевого зазора являются износ боковой поверхности качения подшипников и затрудненное вращение ротора в нагретом состоянии.